Кому и зачем нужны маркетинговые исследования?

Данный вопрос многим может показаться риторическим в связи с бурным развитием дисциплины маркетинга в прошлом столетии и ее популярностью в наши дни. Теперь маркетинг уже практически стал наукой: его преподают в высших учебных заведениях, на курсах и тренингах. Профессия маркетолога считается сегодня достаточно модной и перспективной, что привлекает в данную отрасль все больше молодых кадров.
Бизнес: Кому и зачем нужны маркетинговые исследования?
Разумеется, далеко не все фирмы формируют маркетинговый бюджет и принимают на работу специалиста по маркетингу – ведь на это требуется направлять, порой, значительные средства, которые в небольшой фирме могут пойти, к примеру, на расширение ассортимента, сбытовые и подобные им мероприятия. Руководителю небольшой фирмы объяснить необходимость проведения маркетингового исследования очень сложно: он или она обычно и так прекрасно знают пожелания своих потребителей, а также выгодные стороны предложений своих конкурентов. Между тем, чем крупнее становится компания, тем больше существует вероятности, что в один прекрасный момент ей потребуется провести это самое маркетинговое исследование. Попробуем разобраться, почему происходит именно так, ведь, по идее, чем крупнее организация, тем больше в ней работает сотрудников, которые аккумулируют знания о текущей конъюнктуре рынка: о клиентах, конкурентах и их ценовой политике и прочих важных маркетинговых факторах.
Посмотрим на эту ситуацию с другой стороны. В настоящее время на рынке бизнес-услуг представлено, по крайней мере, два популярных продукта, в чем-то схожих между собой: обзоры различных рынков и бизнес-планы по типам фирм. Оба этих продукта имеют прямое отношение к маркетинговым исследованиям, точнее каждый из них содержит результаты их проведения. Обязательным разделом любого бизнес-плана является маркетинговый план, в котором описываются текущие рыночные условия, в которых функционирует или только собирается это делать описываемая организация. Кроме того, маркетинговая часть бизнес-плана должна предусматривать несколько вариантов выхода и завоевания выбранного рыночного сегмента, а также рассматривать выработанную сбытовую стратегию развития фирмы при имеющейся рыночной конъюнктуре. Обзоры рынков и отраслей, также как и бизнес-планы, имеют к маркетинговым исследованиям самое непосредственное отношение, имея в своей основе результаты их проведения, на которых в дальнейшем строятся гипотезы и стратегии функционирования предприятия. Круг потребителей готовых бизнес-планов и исследований рынков достаточно широк, однако, если первые приобретаются в основном начинающими предпринимателями или компаниями, открывающими новые направления деятельности, то вторые часто используются более крупными организациями для изучения и мониторинга ситуации на рынке своих товаров или услуг с целью своевременного реагирования на изменение вкусов и пожеланий потребителей, а также маркетинговой активности конкурентов.
Для того чтобы более-менее точно описать портрет потенциального клиента агентств, осуществляющих проведение маркетинговых исследований, требуется глобальная сегментация этого рынка, согласно которого все потребители распределятся на несколько кластеров, различных по организационно-правовой форме, масштабам и видам деятельности. В принципе, не так важно, для какой именно организации проводится то или иное маркетинговое исследование, так как требования к его качеству всегда остаются неизменными: отчет должен наиболее достоверно и полно отражать сложившиеся на рынке взаимоотношения между его участниками, а также тенденции, приведшие к текущему и перспективному состоянию рыночной среды.

0 комментариев

Оставить комментарий

Имя:
E-Mail:
Введите код с картинки: